Законность полиграфа в Сербии
Закон о полиции Республики Сербии в статье 70 предусматривает применение полиграфного тестирования. Он предписывает, что уполномоченное лицо может, по требованию или с согласия лица, от которого требуется информация, применить полиграфный опрос, после того, как лицо будет ознакомлено с работой устройства и подпишет на это согласие. Запрещается подвергать полиграфному тестированию лицо:
- которое принимало спиртные напитки, наркотики и другие психоактивные вещества
- страдающее серьезной сердечной недостаточностью или недостаточностью дыхательных путей
- в состоянии стресса
- принимающее успокоительные средства
- показывающее видимые признаки психического расстройства или заболевания
- испытывающее интенсивную физическую боль
- беременных и кормящих грудью женщин
Вышеприведенное положение закона о полиции PC разрешает некоторые формы полиграфного тестирования служащих (в полиции и вне ее) в форме теста отбора, прежде всего когда оно проводится в случае необходимости. Формулировка закона в статье 70 о том, что уполномоченное лицо имеет право по требованию или с согласия лица, от которого требуется информация, применить к нему полиграфный опрос, составлена так, что он обеспечивает широкие возможности, полиграфных тестирований в рамках проведения теста отбора в случае раскрытия уголовных преступлений в области коррупции или других уголовных преступлений, которые можно совершить в рамках службы.
Юридическая основа для применения полиграфного тестирования в сербском законодательстве создана так, что она охватывает все лица, по отношению к которым у полиции имеются полномочия требовать информацию (статья 30 Закона о полиции, пункт 15). В МВД Сербии составлено Положение о способе проведения полиграфного тестирования и содержание письменного согласия лица, к которому применяется полиграфный тест, и данное положение, после редакции ведомства по нормативам и праву кабинета министров, передано к подписанию министру.
Данный акт, вступающий в силу после его объявления в "Служебном гласнике Республики Сербии", имеет открытый характер и определяет основные положения в применении полиграфного метода, которые должны быть известны обществу и объявление которых не может привести к нарушению методологического процесса.
Второй акт, более подробно определяющий данную проблематику - это Инструкция по работе специалистов - полиграфологов Министерства внутренних дел, которая предназначена только для сотрудников МВД (начальников, оперативных работников и самих специалистов - полиграфологов). Данный акт, вступающий в силу в день его принятия в Министерстве внутренних дел, носит внутренний характер и предназначен только для служащих в полиции. Данным актом определяются все аспекты в применении полиграфного метода в работе полиции. И положение, и инструкция в настоящее время находятся в стадии утверждения.
Но проблема заключается в том, что тестирование на полиграфе, служащих в рамках проверки отбора проводят и полиграфологи, не работающие в МВД, и, соответственно, положение и инструкция к ним не относятся. Американские специалисты предупреждают, что полиграфное тестирование госслужащих представляет собой метод, который может содержать большой потенциал для злоупотреблений, если он попадет в руки необученных или некомпетентных исследователей.
Очень важен вопрос стандартизации и лицензирования работы на полиграфе, учитывая, что есть государства, в которых с точки зрения юридического и законодательного аспекта все еще не определены стандарты в работе (вопрос контроля качества), не решен вопрос профессионального надзора в данной области, и это раскрывает множество возможностей для злоупотреблений и ошибок.
Американские авторы признаются в том, что в данной области имели место злоупотребления. Наверное, в этом и заключается одна из причин того, что в США спецслужб движение противников применения данного метода. Так как в Сербии начали с применения полиграфных тестирований отбора, очень важно не допустить ошибок и потенциальных злоупотреблений. Неконтролированное применение метода может нарушить права и свободы человека и скомпрометировать метод, так же как и в случае неконтролированного применения любого иного метода с данной целью.
Впрочем, проблемы из-за применения не только данного, но и любого другого метода, которые могут привести к их возможной компрометации, относятся не столько к их надежности, сколько касаются, прежде всего, намерений того, кто их использует. Можно злоупотреблять любым методом, несмотря на то, существует ли для этого четкое намерение или оно является последствием неправильного использования. В данном контексте полиграфные методы являются чувствительными, так же как и все остальные методы, используемые с конкретной целью, и для них необходимы строгие законодательные, методологические и этические нормы для избежания любого рода произвольности и влияния субъективного фактора.
Учитывая тонкость вопроса, мы считаем, что необходимо законодательно урегулировать использование полиграфа в общественном и частном секторах в области проверки профессиональной отбора работников. Мы считаем, что необходимы стандартизация, лицензирование и профессиональный контроль. Одним из условий для работы в области проверки отбора работников (и в общественном, и в частном секторах) должен быть длительный опыт работы в МВД на должности специалиста полиграфа.