• Адрес: 121165, Кутузовский проспект, д.30/32
    Время работы: Пн-Пт с 9:00-19:00; Сб-Вс : выходной

Центр детекции лжи
им. В.А. Варламова
Основан в 1996г.

Юридическая основа проведения тестирования

Добровольность тестирования на полиграфе является одним из базовых принципов применения данного метода как в области проверки отбора служащих, так и в судебной сфере, при тестировании обвиняемых в участии в уголовных преступлениях. Когда речь идет о тестировании служащих в рамках проверки профессионального отбора, возникает вопрос - является ли заявление о добровольности достаточной юридической основой. Принял бы суд в рамках трудового спора аргумент о том, что служащий добровольно согласился, соответственно, что он подписал заявление, что будет подвергнут полиграфному тестированию, и что на основании этого, он согласен с последствиями, которые вызваны результатами данного теста? Должно ли заявление о добровольном согласии быть основанным на каком-нибудь правовом акте, имеющем юридическую силу?

Если рассматривать теоретически, юридическая основа для проведения проверки на полиграфе может содержаться в:

  • законодательстве
  • внутреннем общем акте (например, в отдельном положении или в части какого-нибудь более общего положения)
  • процедурах/стандартах
  • трудовом договоре, или договоре заключения трудовых отношений
  • решении компетентного органа управления

Законодательная юридическая основа для полиграфного тестирования служащих

Несомненно, самым чистым юридическим основанием для применения полиграфного тестирования служащих является определение данного вопроса законодательством. В этом случае юридически регулируются все вопросы, связанные с применением данного метода. Это может быть отдельный закон, предназначенный для правового урегулирования полиграфного тестирования работников, как это сделано в США. Это может быть закон, регулирующий отдельные области общественных отношений, например, закон о полиции, закон, регулирующий таможенную деятельность, и т.п.

Есть и третье решение. В общем законе, регулирующем работу государственного управления в целом (закон о государственном управлении) можно предусмотреть обязательство для каждой организационной части, которая финансируется из государственного бюджета (полностью или частично), создать и внедрить антикоррупционные стратегии и методы и, согласно этому, принять соответствующие внутренние акты. Этим законом можно выявить области государственного управления, в которых полиграф можно будет использовать в рамках проверки отбора служащих. Мы считаем, что использование полиграфа в рамках проверки отбора необходимо закрепить законодательно. Остается вопрос законодательной регулировки юридической основы полиграфного тестирования служащих в частном секторе.

Основы для полиграфного тестирования, не регулируемые законом

До того, как был принят закон, регулирующий полиграфное тестирование сотрудников, юридическая основа для проверки безопасности служащих в силовых агентствах США с применением полиграфа содержалась в трудовом договоре, который подразумевал и предоставление особого согласия на тестирование на полиграфе в соответствии с интересами безопасности.

Согласование положения в трудовом договоре о добровольном согласии на проведение полиграфного тестирования представляет собой самый частый способ правового урегулирования данного вопроса в рамках трудовых правовых отношений.

Таким образом, полиграфное тестирование служащих считается частью трудовых правовых обязанностей. На практике встречается и подписание заранее переданного заявления о добровольном согласии на полиграфное тестирование. Заявление ссылается на трудовой контракт и перечень трудовых правовых обязанностей (или оно передано только в качестве заявления о добровольном согласии). Принцип добровольности, по сути, является одним из основных принципов применения данного метода.

Например, при получении работы в данном учреждении государственном агентстве полицейской части все лица подписывают заявление о том, что, если это будет необходимо, они подвергнутсяполиграфному тестированию. Руководство данной организационной части может организовать тестирование определенного числа работников на основании случайной выборки в рамках определенного промежутка времени, или с целью оценки безопасности. Данная форма полиграфных тестов проводится в полицейских агентствах, занимающихся специализированными делами, где имеется высокий риск коррупции, прежде всего в области борьбы с наркопреступностью и организованной преступностью вообще. Считается, что знание служащих о том, что они в любой момент могут быть "поставлены на полиграф" представляет собой поддержку их персональной и профессиональной отбора. Сам факт, что они могут быть подвергнуты тестированию на полиграфе в любое время, представляет собой значительный аргумент, препятствующий их включению в сети коррупции или иные злоупотребления, или нарушению правил службы.