Кого нельзя/не рекомендуется проверять на полиграфе

Тестирование на полиграфе, являясь совершенно безопасной процедурой (с медицинской точки зрения), тем не менее может иногда вызывать стресс у определенных лиц и влиять на определенные физиологические процессы в организме. В связи с этим могут возникать ситуации, когда проверка на полиграфе становится неэффективной, так как основывается именно на физиологической реакции здорового организма. Отсюда и возникают ограничения.

Изобретатель первого Российского полиграфа, доктор биологических наук В. А. Варламов, в своей книге «Психофизиология полиграфных проверок» определил основные моменты, которые могут препятствовать эффективной процедуре проведения проверки на полиграфе. Эти принципы и сейчас лежат в основе принятия решения о целесообразности полиграфного тестирования/исследования. Давайте рассмотрим случаи когда проведение тестирования становится невозможным или неэффективным:

Не подлежат проверке дети и подростки до 14 лет

Связано это с тем, что дети зачастую не способны понять социальную значимость вопроса, а также тяжесть последствий, которые могут наступить. Соответственно реакция может быть не вполне адекватной.

Так же в этом возрасте психо-эмоциональная возбудимость очень велика, дети очень легко входят в образ и могут сами очень быстро поверить в сказанное или нафантазировать, независимо от правдивости сказанного.

Все это делает тестирование малоэффективным.

Подростки с 16 до 18 могут быть опрошены но с рядом ограничений, в присутствии психолога и с разрешения родителей. Но необходимо помнить, что время взросления не определяется по возрасту.

Очень пожилые люди

Тут ситуация практически обратная и возможны ошибки в оценке реакций, когда изношены механизмы регуляций. Возможна неадекватная реакция, с той лишь разницей, что у несовершеннолетних в основе лежит гипервозбудимость, а у пожилых наоборот, устаревающий, утомленный жизнью организм, развитие склеротических процессов.

Не секрет, что качество жизни пенсионеров в нашей стране далеко от оптимального. Пожилые люди в подавляющем большинстве вынуждены принимать медицинские препараты различного назначения, которые так же не способствуют получения адекватной психофизиологической реакции

Женщины во второй половин беременности или при ярко выраженной интоксикации

В период беременности женщина находится в пограничном психологическом состоянии и процедура тестирования может вызвать сильное эмоциональное напряжение.

Так же беременность зачастую вызывает сильную интоксикацию. Это сильный психологический и физиологический раздражитель, который может перекрывать реакцию на процедуру проверки.

Лица принимающие сильнодействующие лекарства или находящиеся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения

В этом случае проведение тестирования на полиграфе противопоказано, так как реакция будет сильно искажена под действием препаратов. Опрос возможен только после полного вывода препаратов из организма, но только не в период ломки.

При сильной физической усталости

В состоянии сильной физического утомления организм обследуемого не в состоянии адекватно реагировать на раздражители, так как усталость притупляет реакции и не получается ярко выраженных кривых на полиграмме. Так же при сильной усталости человек может с безразличием относится к содержанию вопросов, даже связанных с его дальнейшей судьбой.

Лица испытывающие острою боль (переломы, сильные вывихи, зубная боль и т.д.)

Наличие острой боли у обследуемого постоянно переключает его внимание на источник боли, что отвлекает опрашиваемого от вопросов, замедляет реакцию и может искажать кривые на полиграмме, что может привести к неверной интерпретации ответов.

Острая сердечная недостаточность обследуемого

В этом случае даже незначительное эмоциональное напряжение, вызванное процедурой проверки, может привести к опасным последствиям для тестируемого.

Так же возможны болевые симптомы в области сердца, что будет отвлекать обследуемого и вносить искажения в реакцию и соответственно в полиграмму.

Лица с умственной отсталостью или шизофренией

Если ассоциативное мышление нарушено, обследуемый может не связывать вопросы с расследуемым происшествием.

Так же в этих состояниях опрашиваемый может не осознавать значимость вопросов и последствия.